анненский о "гамлете":
Зло для Гамлета прежде всего не в том, что заставляет нас страдать, что оскорбляет или позорит, а в отвратительном, грязно-сальном и скотском. - т.е. этика эстетична, тут с шекспиром не поспоришь
один из источников трагедии гамлета - несоизмеримость слов с душевными движениями и фатальная лживость их
________________________________________
удивительно всё-таки, как психическое благополучие отличается от физического
ты запросто можешь быть долгое время здоров, потом приняться болеть, потом опять выздороветь. а с головой такое не пройдёт - расчистив её от неврозов/накопленных стрессов/тревог/предубеждений/запутываний в соственных мыслях и чувствах и пр., можно быть уверенным, что через некоторое время она неизбежно наполнится хернёй, только чуть-чуть другой. а потом цикл опять и опять и опять повторится, мда
есть разные модальности выстраивания своего поведения, своих реакций и внешних проявлений всякого рода - не всегда это делается в отношении к социуму, хотя мы обычно склонны так или иначе оценивать их именно в их связи с социумом ("она высокомерна, чтобы защитить себя от привязанностей", "он тактичен и добродушен, потому что ему комфортно всем нравиться" и т.д.)
но ведь иногда наш облик простраивается ещё и исходя из строго внутренних необходимостей, а иногда - что особенно интересно, но встречается, похоже, только в художественных произведениях, - в соответствии с самим миром и логикой события. таков, на мой взгляд, ббс-шный шерлок, например - у него букет психических тараканов, понятное дело, и он отчасти ведёт себя сообразно этим тараканам, а также сообразно агрессивному социуму. но тем замечательна дружба с ватсоном (ну и неероятный интеллект, конечно) - свободное поле маневров в виде Другого (его сознания, его поддержки, его слов, которые больше значимы как факт, нежели содержательно) позволяет ему забыть и о тараканах, и о людях, и действовать только в событии
Зло для Гамлета прежде всего не в том, что заставляет нас страдать, что оскорбляет или позорит, а в отвратительном, грязно-сальном и скотском. - т.е. этика эстетична, тут с шекспиром не поспоришь
один из источников трагедии гамлета - несоизмеримость слов с душевными движениями и фатальная лживость их
________________________________________
удивительно всё-таки, как психическое благополучие отличается от физического
ты запросто можешь быть долгое время здоров, потом приняться болеть, потом опять выздороветь. а с головой такое не пройдёт - расчистив её от неврозов/накопленных стрессов/тревог/предубеждений/запутываний в соственных мыслях и чувствах и пр., можно быть уверенным, что через некоторое время она неизбежно наполнится хернёй, только чуть-чуть другой. а потом цикл опять и опять и опять повторится, мда
есть разные модальности выстраивания своего поведения, своих реакций и внешних проявлений всякого рода - не всегда это делается в отношении к социуму, хотя мы обычно склонны так или иначе оценивать их именно в их связи с социумом ("она высокомерна, чтобы защитить себя от привязанностей", "он тактичен и добродушен, потому что ему комфортно всем нравиться" и т.д.)
но ведь иногда наш облик простраивается ещё и исходя из строго внутренних необходимостей, а иногда - что особенно интересно, но встречается, похоже, только в художественных произведениях, - в соответствии с самим миром и логикой события. таков, на мой взгляд, ббс-шный шерлок, например - у него букет психических тараканов, понятное дело, и он отчасти ведёт себя сообразно этим тараканам, а также сообразно агрессивному социуму. но тем замечательна дружба с ватсоном (ну и неероятный интеллект, конечно) - свободное поле маневров в виде Другого (его сознания, его поддержки, его слов, которые больше значимы как факт, нежели содержательно) позволяет ему забыть и о тараканах, и о людях, и действовать только в событии
интересно, да: я как раз сейчас думаю о векторах этики. мне кажется, в крайностях если говорить (понятно, что вряд ли всю жизнь человек может вести себя совершенно однозначно им соответствуя), одни люди направляют свое этическое чувство наружу, а другие внутрь. т.е. одни исходят из себя, а другие - из других. и интересное здесь то, что те, кто исходит из других, - действительно этики, а вот те, кто из себя, - вообще не попадают под такое определение. они как бы неэтики по определению этиков внутри категорий этики ))). а кто они такие на самом деле...
в соответствии с самим миром и логикой события
я не очень поняла, что вы имеете в виду. поясните? тогда, может, пойму и почему только в худ. пр-ниях...
те, кто из себя - мне кажется, это такая недо-этика, что-то сугубо прикладное уровня психических рефлексов (когда я писала этот пост, то думала о чём-то вроде "буду чаще улыбаться, чтобы повысить себе настроение"). могут быть и более сложные штуки, но всё равно это чисто техничное, мне кажется.
под логикой события я имела в виду полу-мистический, полу-делёзовский конструкт) у делёза и событие, и появление смысла (что почти одно и то же по сути) не связаны (или в очень небольшой степени связаны) с интенцией индивидуального сознания субъекта ("я" или "другой/другие", не важно), а порождаются имманентностью самой жизни, движением постоянно меняющейся и нетождественной самой себе реальности, мало зависящей от наблюдателя. смысл и событие рождаются вне субъекта и могут его захватить (он может в них "попасть"). в нашей обыденной повседневности это как-то даже неуместно всё звучит, но если подумать в этом ракурсе об искусстве, то мы можем найти там такие примеры (в гениальных художественных открытиях, в аффектах восприятия того или иного искусства или во вселенной какого-то конкретного произведения - ну вот как упомянутый мной шерлок, который в процессе расследования до того вживается в преступление (не в преступника или жертву, а именно в преступление как событие в его пространстве, времени и смысле), что ему и на себя, и на всех остальных наплевать)
ура-ура, здорово про открытку!)
потому что этика - она же о границах. она о том, что мы просим у другого подтвердить наши границы. но на самом деле нам нужно благословение. что без него стоят эти жалкие границы. и вот там, где кончается этика, начинается избыток милости; а мы, видимо, устроены так, что не можем давать, не имея избытка. не можем давать от достаточного количества и тем более от недостатка.
ну и понятно, что избыток милости - благодать - есть бог. его этика, я думаю, нам непонятна не только из-за разницы в природе, но и из-за того, что по сути это не есть этика вовсе.
ага, спасибо за делеза, я так и подумала, что это оттуда. ) но я не понимаю, почему
в нашей обыденной повседневности это как-то даже неуместно всё звучит
?
разве у вас не случается такого ощущения порой от человека, что он действительно прожил со-бытием? от человека, который не описан в худ. пр-нии, я имею в виду. он был на своем месте и совпал с миром и собой.
и еще хотела спросить из поста:
психическое благополучие
как вы это понимаете? в медицинских терминах? скажем, может ли психически благополучный человек испытывать от жизни горечь? тяготиться ею? может ли настоящий философ или художник быть психически благополучен?
понимание того, что лучшее, что может сделать человек другому - это сойти с его следов. отказаться от себя самого, дать ему пространство - и там он вдруг станет самим собой. - это же как раз большая настоящая этика, мне кажется. я, правда, вообще мало думаю об этике, потому что вот этот разрыв между практикой и теорией меня мучает очень (когда этические идеалы на практике оборачиваются какой-то гадостью или просто оказываются невоплотимыми) и между справедливостью и благодатью (про пределы добра и зла и всё такое). чисто логически можно в этом копаться, а чисто эмоционально - болезненно. с другой стороны, раз болезненно - надо прорабатывать, значит)
такого ощущения порой от человека, что он действительно прожил со-бытием? - если честно, то я сейчас сходу даже и не вспомню, во многом потому, что я сама нечутка в последнее время, и если такие люди и бывали, я их упускала. вообще очень не хватает созерцания и концентрации, прямо хоть сидеть вечерами по полчаса ковёр смотреть, вот до такой степени. а без созерцательных навыков хрен тебе, а не чуткость.)
а у вас случаются встречи с такими "живущими событие" людьми?
про психическое благополучие - я этими словами оперирую очень условно тут, в значении "спокойное уравновешенное состояние, без болезней и всплесков, со стабильной динамикой", когда имеющиеся акцентуации приглушены и не маячат фоном, и ничего в собственной голове не отвлекает (т.е. ты о своём внутреннем мире вообще не задумываешься, не споришь с собой, не занимаешься самоанализом). так что это, как вы понимаете, не совсем нормальное состояние, на мой взгляд, хотя и комфортное, когда удаётся временно его достичь) с одной стороны, это помимо успокоения нервов ещё и как бы стушёвывает личностные особенности, что неплохо, а с другой - отупляет слегка. возвращаясь к чуткости - такое состояние её не даёт, поэтому философ и художник не может быть благополучен, мне кажется.)
это же как раз большая настоящая этика, мне кажется
да, мне тоже, это я просто все еще не выломалась из рамок того другого разговора - с человеком, который совсем по-другому думает, и мне сложновато перестроиться было.
я тоже думаю об этике мало. примерно как о десяти заповедях. мне это неинтересно и меня это не волнует. все волнительное начинается дальше, за ними. мне кажется, в конечном счете все это - о собственных границах, и справедливость с благодатью тоже. а собственные границы - все равно что самопрощение, - чтобы существовало, нужно найти то место, где нет меня. а такого нет. или полностью уйти в бога. но при жизни такое доступно только понятно кому.
я понимаю про эмоциональную болезненность, но для меня она всегда была как физическая в спорте - необходима, полезна и продуктивна. причем механизм, думается мне, похож: сила наращивается, и с прибавлением - открытости? уязвимости? - прибавляется и ловкость. ну, грубо говоря, через год при той же ошибке на том же упражнении лодыжка хрустнет по-другому - и реакция будет другой.
да, у меня такие встречи случаются постоянно. и на нехудожественном экране - в спорте, к примеру, да и в спорте без экрана, и просто без экрана - хотя бы раз в несколько дней я встречаю такого человека, причем событие, в котором он прожил, может быть огромно, а может крохотно (я имею в виду, в нашей условной системе координат). да, я вижу и чувствую это постоянно, и потому меня удивили ваши слова о художественном мире.
ага, поняла. согласна. ну его нафиг, такое благополучие. )
про границы - очень верно, да. я как-то до смешного один и тот же импульс в себе обнаруживаю - что в 13 лет, начитавшись кастанеды, хочется расшатать точку сборки, что потом через десяток лет хочется найти внешнее относительно самой себя основание для действий. то есть это разные вещи всё, конечно, но импульс один - отправиться в путешествие без самого себя.
должна признаться, аналогии между физической и эмоциональной болезненностью меня пугают; представить регулярные упражнения по проработке этических "мышц" - это ж жесть.. это тебе не на беговой дорожке трусить под музыку)
а расскажите какой-нибудь пример, если можно? про встречи с человеком-в-событии. не про спорт (про спорт я более-менее понимаю, о чём вы говорите), а про что-нибудь другое.
спасибо.
да. да, это так и есть.
вы хотите отправиться в путешествие без самой себя? то есть, вы думаете, что это возможно?
у меня такого импульса нет. более того, в том, что для другого у меня всегда (ну, почти всегда, хотя надо работать, чтобы всегда) есть прощение, а для себя его нет и никогда не будет, - в этом мне видится справедливость. и истина. и благодать.
я думаю, без себя - невозможно. возможно - с другим. конечно, в широком смысле. человеком, миром, богом. возможно потенциально. и в те секундочки, в которые ты позволяешь другому быть собой, в те секундочки ты сам пропадаешь, отменяешься и настает это "без себя". но импульс, мне кажется, должен быть противоположным, чтобы этого достигнуть. ) такая коварная вещь - как и все самое сложное и настоящее.
вы про физкультуру. а я про спорт (не приходилось ли вам двадцать семь минут тянуть мышцу?.. там, где начинаешь с адской боли, а заканчиваешь - хм, не знаю, как назвать) - так что все еще хуже. )))
я думаю, примерно об этом у рембо было - помните, закалить душу страстями? что-то в таком духе.
и еще думаю, что механизм схож вот в чем еще: тело, как и душа - паникер. оно не хочет тянуться, потому что боится, что ты порвешь мышцу. и говорит, что устало, хотя на самом деле поработало только процентов на 20-30, а делает вид, что умирает уже ваще. но стоит один только раз перешагнуть через это все - и открывается не только второе дыхание, но и биомеханика изменяется. и строение материи души тоже, наверное.
ну вот самый последний раз был буквально вчера - или позавчера, - когда я смотрела один из обобщающих репортажей про олимпиаду, отдельный сюжет - кажется, это было про горнолыжников; и вот корреспондент, который его делал, судя по его словам, по его глазам, по энергетике того, что у него получилось, очевидно этот репортаж прожил. или правильнее будет сказать, что он прожил олимпиаду? может, и так.
тут много всего можно вспомнить: от старичка, поднимающего осенний листок и дарящего девочке, и папы и сына, играющих в ладушки, до готовящего волшебную алхимическую настойку )) моего знакомого. везде это может быть, поэтому я и говорю - в глазах, вероятно. то есть, во всем - но должно совпасть с глазами, что ли. и описать сложно... описать, вернее, можно достаточно просто - художественно. )) это безусловно так. но от самих нехудожественных вещей от того не убывает.
импульс, мне кажется, должен быть противоположным, чтобы этого достигнуть - трудно сказать; в своей собственной истории мне кажется, что именно этот импульс мне очень помог и помогает до сих пор, именно как двигатель жизни.
всё-таки спорт - это мистика какая-то) даже представить себе всё это сложно.
какие вы здоровские "встречи" рассказываете) я вот думала несколько раз в последнее время - очевидцем самого приятного "проживания" я была, когда наблюдала за студентами, которые вдруг что-то поняли. вот это чудесный момент - когда у них в глазах что-то отражается этакое яркое)
пограничные смещения художественного/нехудожественного - это понятно, но я тут сухую материю жизни имею в виду, с минимумом намеренного "додумывания"
да, может быть. вы, наверное, интроверт?
и у вас замечательная встреча! )
сухую материю жизни имею в виду, с минимумом намеренного "додумывания"
а бывает материя жизни вовсе без додумывания? вернее, доступна ли она для нас? потому что если нет, то минимальное и максимальное додумывание это скользящие величины.
кстати, хотела у вас спросить всё еще, был у вас пост:
философия - это не про то, как мы живём
а как вы формулируете, про что она? как называете это множество точек, и может ли оно быть названо вообще?
а вы интроверт?
без додумывания - не бывает, мне кажется, я поэтому и приписала "с минимумом") скажем так, зачастую мы всё-таки можем отследить, где нас ударила (в нейтральном смысле слова) реальность (случай "проживания" или что-либо ещё), а где мы, желая получить удар, отшлифовали своё впечатление от реальности, или где реальность послужила только катализатором, а большая часть работы уже произошла внутри нас, в воображении или памяти, и получился случай. мне интереснее первые, чистые образцы реальности - именно из стремления к редуцированию своей личности. я могу сейчас, наверное, подбить под это мини-теоретическую базу, но на самом деле, скорее всего, ценностной или продуктивной разницы между описанными случаями нет, но уменьшение додумывания лично для меня просто приятнее и как-то правильней, что ли)
философия - это не про то, как мы живём
я, честно говоря, не придумала пока, как её охарактеризовать в целом (известные мне определения кажутся недостаточными или непродуктивными или тупо неверными), и начинаю подозревать, что нафиг это определение не нужно) а главное, мне кажется очень вредным, когда вот этим единым определением становится ценность философии в повседневной жизни. то есть мало того, что появляется прикладное и инструментальное измерение (которое, конечно, бывает, но совсем не обязательно), так ещё и непременная ценностная нагруженность (философия не просто объясняет нам нашу жизнь, но ещё и говорит, как надо жить), а это тоже совершенно не обязательно в философии должно присутствовать. как минимум все современные анти-иерархичные и анти-трансцендентные штуки в таком случае идут лесом, потому что они вообще не про то (и опережают нашу повседневность намного, как мне кажется, если уж их соотносить с ней).
словом, философия действительно "про всё", про смыслы. это самое общее, наверное, что я могу придумать. в этом недо-определении даже теряется специфика метода философии, впрочем, он сейчас и в самой философии размывается и расширяется (как всегда и делал), и старым определениям не соответствует.
в общем, вот что важно для меня - что философию обычно не имеет смысла отграничивать от не-философии. не берём сейчас каких-то конкретных ситуаций, где это отграничение полезно (типа экзамен в вузе или необходимость оценить какую-нибудь графоманию), берём какое-то общее понимание и работу философии в жизни.
извините, что много))
да, я с вами согласна в том, что
скорее всего, ценностной или продуктивной разницы между описанными случаями нет,
и в том, что
уменьшение додумывания лично для меня просто приятнее и как-то правильней, что ли
но моя проблема в том, что я вообще тогда не могу отследить ударов реальности. в том смысле, что, скажем, "шерлок" тот же меня ударить не может: я же не иду по улице и тут вдруг он у меня включается в голове. вот я про него прочитала, вот ищу, нашла, вот села смотреть, вот воспринимаю непосредственно, вот потом осмысливаю и т.д. скорее уж наоборот: для меня все тогда удары реальности, просто многие из них я не могу отследить; а "шерлок" будет ударом потому, что случился со мной в данный момент времени и пространства.
про спорт еще думала: знаете, я, наверное, его привела в пример потому, что как ни странно - привычки к боли не появляется. то есть, это не работает так, что пять лет ты тянулся через боль, а потом она вдруг прошла. нет, болит по-прежнему, но ты сам, что ли... ты сам биомеханически меняешься. то есть, начинаешь получать от боли удовольствие - в буквальном смысле (представляете, у меня было такое несколько раз - немного, пять, быть может, но это потрясающе, - когда боль вдруг приносила мне ощущения почти идентичные эротическому оргазму; а удовольствие более... слабое - и вовсе постоянное явление).
вот... ну и про душу: ведь в грусти этой и тоске есть какая-то живая нежность? и все такое...
спасибо вам за подробный прекрасный ответ!
как надо жить
да, это же совершенно не про то; мы, кажется, говорили с вами о принципиальной разнице философии и психологии в этом контексте?
философию обычно не имеет смысла отграничивать от не-философии
это здорово. и важно.
да, тут как-то сложно получается с ударами. когда я писала, то думала про более простые впечатления, односоставные (пирожное мадлен и всё такое)).
про спорт - интересно как.. то есть это немножко другого рода преодоление себя получается, не такое, как обычно рассказывают - не через боль, а вместе с ней. это как раз к душе как-то более приложимо и понятно для меня.)
мы, кажется, говорили с вами о принципиальной разнице философии и психологии в этом контексте - дадада, было такое!
а сенеку я очень понимаю.
но я в принципе всегда имела такую тенденцию, потому что подпитываюсь другими, и лучшее, что со мной случалось, было сделано и донесено до меня другими,
и хотя литература моя чуть большая страсть, чем язык (средство общения; а лит-ра все-таки преимущественно односторонний акт), в ней тоже это есть. экстраверсия. только она направлена не на читателя, потому что лучшее, что написано, я думаю, (и надумано, и сочинено в музыке и тд) оно написано чуть-чуть для себя - и много для бога. а тут я экстраверт точно. и он выбирает разные способы общения, и когда выбирает такие - у меня не остается выбора..., короче, вы поняли.