интересно, почему вокруг довольно много людей, которые застряли на подростковой стадии эмоционального развития, а не, например, на детской? (я ни разу не психолог, все стадии условны)
что в подростковой эмоциональности такого приятного? удобство я ещё могу понять - там всё чёрное и белое, очень легко оперировать. но это ж сплошные драмы и случайная радость, полностью зависящая от внешних причин.
*навеяно чтением дискуссий о том, как плохо стремиться к тому, чтобы тебя все любили, потому что ведь на самом деле таких никто не любит, все любят недобрых эгоисток [facepalm]
что в подростковой эмоциональности такого приятного? удобство я ещё могу понять - там всё чёрное и белое, очень легко оперировать. но это ж сплошные драмы и случайная радость, полностью зависящая от внешних причин.
*навеяно чтением дискуссий о том, как плохо стремиться к тому, чтобы тебя все любили, потому что ведь на самом деле таких никто не любит, все любят недобрых эгоисток [facepalm]
я вот уже 4 часа не могу уснутьмне всегда казалось, что это заложено где-то на уровне личности и характера, что - либо так, либо никак иначе, взрослея (это я в возрастном плане), станешь только таким.
и еще я всегда думала, что поэты в своем большинстве так и остались по-своему подростками. такими людьми с "обнаженными нервами".
про поэтов - ты знаешь, мне кажется, у них сохранилась какая-то одна составляющая, вот эта свобода и острота реакции (на которую обычным "взрослым" не хватает ни времени, ни сил, ни желания). но они умеют, пусть порой не сознательно, канализировать и управлять этой реакцией - иначе бы у них не получались такие прекрасные стихи (ведь как правило подростки как раз пишут что-то весьма шаблонное и типичное, простое). чтобы создать стих, нужно по большому счёту отказаться от эмоции, перестать её переживать и взять её в качестве сырого материала, просто как одну из вещей мира, и работать с ней. мне так кажется, по кр мере..
а чем, хотя бы условно, отличаются стадии эмоционального развития ребенка, подростка и взрослого, кроме умения контролировать эмоции в определенных условиях, следуя навязанным стандартам поведения? ибо если наблюдать взрослых в их интимной среде (семья, прежде всего, пара и прочее), то эмоциональный контроль практически отсутствует и оценки ситуаций вновь становятся контрастными. то есть самоконтроль - это понятно, но, может, есть что-то еще?
а у подростка вечно идёт внутренняя работа без всякого полезного результата, постоянно возгонка переживаний, построение новых бинарных оппозиций, моделей и механизмов, от которых ни радости, ни пользы. я это себе объясняю как тренировку, как бы раскачивание всей этой психической машины - вот как мотоцикл заводится, трясётся и рычит. а потом система более-менее приходит в равновесие, узнаёт свои возможности и цели и начинает работать. в конечном итоге дело в самоконтроле как раз, наверное, и в накоплении знаний и умений, а с другой стороны - в смене вектора с внутренней деятельности и познания себя вовне.
простоватая схема получается, но вот так мне кажется
пожалуй, соглашусь. и более того, признаю за собой подростковое эмоциональное развитие.
а теперь попробую ответить, почему так происходит. мне кажется, это происходит потому, что эмоциональное взросление связано с окончательной интеграцией в общество или хотя бы сектор общества. то есть, чтобы повзрослеть, надо интегрироваться со всеми сопутствующими - в самом грубом описании: принять правила вот этой вот взрослой игры. почему же этого не происходит? почему интеграция для действительно очень многих не завершается? я думаю, по причине отсутствия внятных и комфортных правил вот этой вот взрослой игры. то есть, если принять твое описание смены вектора, то получается, что работать вовне абсолютно не то что не хочется, а не можется из-за отсутствия этого определенного "вне". и происходит замыкание (сразу в нескольких смыслах, в том числе - на себе), поиск внятных моральных, эмоциональных - ценностных - основ. потому что очень часто кажется, что вот с этим можно жить, вот в этом можно ориентироваться, но вскоре оказывается - что нет, невозможно, и вновь запускается тот самый процесс определения ценностных границ, выстраивания системы градаций от "хорошо" до "плохо", от "можно" до "нельзя" и т.д., что безусловно сопровождается растратой той самой психической энергии, нервными срывами, опрометчивыми поступками и пр.
получается, взрослеть не ущербно, без потери собственно эмоций, не черствея, не грубея, возможно только в обществе, где существует в достаточной степени определенная базовая система ценностей, и не просто декларируемых, а применяемых, исповедуемых. именно поэтому множество людей не может эмоционально повзрослеть, они попросту не до конца интегрировались, ибо их естеству некуда интегрироваться. а те, кто интегрировался, на деле оказываются не на "взрослом уровне эмоционального развития", а - часто - очерствевшими, эмоциональными покойниками.
к слову, но не очень кстати, я последнее время часто задумываюсь о том, что у нас так называемый профессионализм (как один из маркеров перехода в ответственную взрослую жизнь) полностью вытесняет содержательную часть той или иной деятельности. осуществлять деятельность (ну вот, хоть писать тексты, ибо это моя работа) можно сколь угодно профессионально с формальной точки зрения, но при этом содержательно - это как раз незрелый ад. поэтому мне кажется, что даже те, кто чувствует себя интегрированным в общество, с определенным самоконтролем, на деле оказываются в эмоциональном, да и в интеллектуальном отношении - на уровне бешеного подростка. может, оттого столько невротиков в наши дни? общество раздроблено, ценностные границы хаотично мерцают, как тут не занервничать? ))
к тому же помимо общей нестабильности этой взрослой игры она сама по себе во многом подростковая и поэтому ориентироваться не помогает. и в каком-то смысле тоже на возгонку психики работает.
вообще, это ебануться как трудно - повзрослеть нормально, не зачерствев. считай, нужно самому себе выстроить систему, которая одновременно гибкая, живая, помогающая адаптироваться к "взрослой игре" и при этом более стройная и честная, чем та.
неизбежно возникает эта мысль о параллельном существовании с имеющимся обществом, с минимально возможным пересечением с ним. это предельно сложно, если вообще возможно.
в свое время, как раз на излете формальной возрастной подростковости, я впечатлился "Гадкими лебедями" Стругацких, там вот эта тема разрабатывалась. и там был мотив: невозможно изменить ушедшее в моральный тупик общество, потому что оно воспроизводит моральное уродство, незрелость и огрубение не как уродство, а как норму, то есть точка невозврата пройдена и уже давно, а значит, можно создать только параллельное общество. вообще очень хорошая книга, хоть и утопическая насквозь.
о, как круто, что ты мне про "лебедей" напомнил, как раз хотела перечитать стругацких, и именно "лебедей" помню хуже всего
а что у тебя, кстати, у стругацких любимое?