два самых актуальных для меня списка по воспитанию детей:
1. об эмоциональном интеллекте от катерины мурашовой- В семье регулярно и открыто говорят о чувствах: «Я сейчас испытываю вот что…».
- Никто в семье не «копит обиды», проблемы обсуждаются, а не замалчиваются.
- Члены семьи часто переживают и выражают при детях положительные эмоции: восхищение красивым закатом, умиление мимимишным котенком, радость от вкусной еды, интересной книги и т. д. — и описания этих переживаний абсолютно лишены дидактического, обучающего оттенка.
- Семья не детоцентрическая. Ребенок вынужден приспосабливаться к чувствам и состоянию других членов семьи.
- Детей в семье больше, чем один, или ребенок тесно общается с кузенами и т. д.
- При обсуждении книг, кинофильмов, повседневных событий всегда уделяется внимание чувствам: «А он что, обиделся или разозлился?» «А она что хотела — его порадовать?» «А как он мог это сказать, чтобы при этом не унизить своего друга?».
- Взрослые члены семьи объясняют и демонстрируют коррекцию своего поведения под чувства других людей: «Наша мама сегодня, кажется, не в настроении, наверное, это из-за вчерашних неприятностей на работе, поэтому я сейчас, пожалуй, попробую ее порадовать небольшим сюрпризом…»
2. об уважении к ребёнку от киры соломатовой— Предупредить ребенка о том, что происходит вокруг: «Малыш, я сейчас пойду в туалет и скоро вернусь».
— Объяснить ребенку, что вы с ним делаете: «Малыш, я сейчас возьму тебя на ручки».
— Предупредить малыша о своих действиях, даже если они вызовут протест: «Вот салфетка». Пауза. «Я хочу вытереть тебе нос».
— Услышать ребенка, когда он не согласен с нами: «Малыш, я слышу, ты не хочешь, чтобы я уходила».
— Дать возможность совершать ошибки, когда это не касается безопасности. Собрать пирамидку «неверно», построить башню, начав с маленького кубика, построить домик из песка там, где его точно смоет волна.
— Разговаривать с ребенком честно и нормальным голосом.
— Вовлекать и давать ребенку возможность участвовать в самообслуживании. Уже 3-5 месячный младенец может начать показывать первые элементы сотрудничества.
— Серьезно относиться к детской игре. Отводить для нее достаточно времени, но не вмешиваться в игру без необходимости.
— Доверять желанию и умению малыша учиться. Наблюдать больше, учить меньше.
— Разрешать выражать разные эмоции. Да, мы хотим чтобы наши дети были счастливы и веселы. Но грусть, фрустрация и злость так же важна, как и радость.
два самых актуальных для меня списка по воспитанию детей:
1. об эмоциональном интеллекте от катерины мурашовой
2. об уважении к ребёнку от киры соломатовой
1. об эмоциональном интеллекте от катерины мурашовой
2. об уважении к ребёнку от киры соломатовой