Способность ясно мыслить и решать проблемы тесно связана со способностью отделять свое «я» от эмоций, связанных с раздражением. Эту способность называют отделением аффекта. Эмоции позволяют нам собраться с силами для решения проблемы, но для поиска самого решения необходимо ясное мышление, а не эмоции.
3 этапа предупреждения дестабилизирующих факторов:
1. Сочувствие (и его подтверждение). В большинстве случаев простое повторение слов ребенка – наименее рискованный способ выражения сочувствия.
2. Выявление проблемы: изложить причины, по которым родитель настаивает на том или ином требовании.
3. Приглашение к разговору: приглашение к разговору помогает ребенку понять, что поиск решения проблемы – это процесс, в котором вы участвуете вместе с ним, а не указание, которое вы заставляете его выполнять. После приглашения ребенка к совместному решению проблемы ему дается первый толчок к поиску решения («Какие будут идеи?»).