а вот, значит, ещё тоже тема:

мы тут с другом гагариным заговорили за детей и учёбу
вот как вы думаете, то, что нас чему-то не научили в школе - это их вина или наша?
можно ли вообще реально заставить маленького человека (ребёнка или подростка) хорошо учиться и запомнить то, что он выучил?
мне кажется, всё, чему обучается ребёнок - случайно. он что-то хорошо выучит, только если сложится сочетание факторов - если он в целом легко обучаем и усидчив, если у него хорошее настроение, если ему нравится или любопытен данный предмет, если его стараются замотивировать и если сатурн в восьмом доме. пример - у нас есть знакомый, вполне технарь, как мне кажется, по складу характера и интересам; ему отец поставил на комп программку, которая не позволяла мальчику включить оный комп, пока он не решит несколько задачек. задачки каждый день менялись, и вообще со временем модифицировались и усложнялись. и это работало - мальчику отлично удавались задачки).
потому что иначе для обучения нужен неебовый уровень способности к целеполаганию - то есть нужно самому замотивировать себя тем что, надо развивать свой мозг, и что эти знания могут понадобиться в будущем для зарабатывания денег на стиральный порошок. это серьёзный уровень абстракции, доступный только сформировавшимся личностям, кмк.
в принципе, это подтверждает как мой опыт столкновений с младенцами, так и, например, работы пиаже (хотя и косвенно - конкретно об этом он вроде не писал)